В МОУ "СОШ № 30" города Вологды созданы необходимые условия для обучения детей, относящихся к категории лиц с ограниченными возможностями здоровья, утверждены и реализуются адаптированные основные общеобразовательные программы начального и основного образования. Соблюдаются условия обеспечения беспрепятственного доступа детей-инвалидов к местам обучения.
Детям с ограниченными возможностями здоровья
Информация для родителей по оказанию образовательных услуг детям с ограниченными возможностями здоровья в школе
Дети с ограниченными возможностями здоровья могут обучаться в МОУ «СОШ № 30» по выбору семьи с учетом их психофизиологических особенностей, индивидуальных возможностей и состояния здоровья.
Для обучающихся с ОВЗ, имеющих заключение ПМПК и с письменного согласия родителей (законных представителей), создаются специальные условия обучения и воспитания, включающие:
- реализацию адаптированных образовательных программ;
- вариативный набор программ дополнительного образования и внеурочной деятельности;
- организацию доступной среды;
-организацию услуг специалистов (учителя-логопеда, учителя-дефектолога, педагога-психолога, тьютора, социального педагога);
- оказание коррекционной помощи.
В беззаботную школьную жизнь порой вмешиваются травмы и болезни. Однако длительное лечение и даже инвалидность не означает, что об учёбе придется забыть. Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) могут получать образование как минимум в двух формах.
Индивидуальное обучение - это такое устройство учебного процесса, при котором учитель приходит к ребёнку домой, либо проводит уроки дистанционно.
Семейное обучение - это форма получения образования вне учебного заведения. Организация учебного процесса и ответственность за образование детей лежит на родителях.
Для улучшения качества образования и комфортного пребывания ребёнка с ОВЗ в школе функционирует психолого-педагогический консилиум (ППк). ППк- постоянно действующий, объединённый общими целями, скоординированный коллектив, обеспечивающий оптимальные условия для обучения и воспитания каждого конкретного ребёнка в соответствии с их возрастными нормами и индивидуальными особенностями. Кроме проведения комплексного психолого-педагогического обследования детей, ППк оказывает консультативную помощь родителям (законным представителям) по вопросам воспитания, обучения и коррекции нарушений развития детей. Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья участвуют в школьных проектах, социально-культурных мероприятиях, олимпиадах, конкурсах.
С целью сохранения и укрепления здоровья обучающихся с особыми образовательными потребностями осуществляется:
- оказание первой медико-санитарной помощи;
- определена оптимальная учебная нагрузка, режим учебных занятий и продолжительность каникул в соответствии с требованиями СанПиН и соблюдением рекомендаций ТПМПК;
- ведется пропаганда здорового образа жизни;
- созданы условия для занятий спортом и двигательной активности с целью профилактики заболеваний и оздоровления детей;
- созданы условия по обеспечению безопасности детей во время пребывания в общеобразовательном учреждении;
- ведется профилактическая работа по предупреждению несчастных случаев с детьми во время пребывания в учреждении;
- кабинеты оборудованы необходимой мебелью и инвентарем для организации безопасного процесса обучения;
- в учреждении осуществляется контроль доступа в учреждение.
Педагоги, работающие с детьми с ОВЗ, имеют необходимый уровень образования и прошли курсы повышения квалификации по особенностям организации обучения и воспитания обучающихся с ОВЗ. Учреждение укомплектовано квалифицированными кадрами, осуществляющими коррекционно-развивающую деятельность: педагог-психолог, учитель-логопед, учитель-дефектолог, социальный педагог, тьютор.
Обеспечить общий доступ к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия их индивидуальных возможностей и образовательных потребностей способно инклюзивное образование.
Инклюзивное образование - организация процесса обучения, при которой все дети, независимо от их физических, психических, интеллектуальных, культурно-этнических, языковых и иных особенностей, включены в общую систему образования и обучаются по месту жительства вместе со своими сверстниками без инвалидности в одних и тех же общеобразовательных школах.
Инклюзивная модель образования привлекательна для родителей и детей с ограниченными возможностями здоровья по ряду следующих причин:
- доступность – получение образовательных услуг по месту жительства;
- социализация и социальная интеграция ребенка в социуме, так как дети с особыми потребностями адаптируются к жизни в общеобразовательных школах лучше, чем в специализированных учреждениях;
- личностный подход – за счет возможности разработки и реализации образовательных маршрутов, в том числе и индивидуальных, которые учитывают реальные возможности учащихся и удовлетворяют их особые образовательные потребности.
Сведения о наличии оборудованных учебных кабинетов, в том числе для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
В образовательном учреждении 13 учебных кабинетов оборудованы мебелью и инвентарём для организации безопасного учебного процесса, в том числе и для детей с ограниченными возможностями, кабинет логопеда, кабинет психолога с помещением психологической разгрузки для проведения коррекционно-развивающих занятий.
Библиотека расположена на 1 этаже здания, организована зона буккроссинга для чтения и обмена книгами. Все обучающиеся в полном объёме обеспечены печатными учебниками и пособиями, имеют доступ к методическим и периодическим изданиям на время получения образования. В свободном доступе находятся спортивный зал, гимнастическое оборудование, спортивная площадка.
Специальных оборудованных кабинетов и технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования по адаптированным программам не предусмотрено по причине отсутствия в школе детей инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, которые нуждаются в специальных технических средствах обучения.